ТЕЛЕФОНЫ
8 (351) 270-38-48; 89026138181
Электронная почта
info@artesauto.ru
ЕЖЕДН. 9.00 - 21.00
Записаться

Как сдать экзамен в ГАИ

картинка Как сдать экзамен в ГАИ

Пусть простят нас посетители сайта  за сухую нормативную лексику данной  статьи , но во время написания преследовалась цель профессионально и грамотно, основываясь на нормативных документах, изложить суть данного вопроса.

Первоначально хотелось бы подчеркнуть тот факт, что проведение экзаменов на получение права на управление транспортными средствами осуществляется на основании следующих нормативных  документов:

  • Постановление Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097 (ред. от 25.06.2022) "О допуске к управлению транспортными средствами"

  • АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКЗАМЕНОВ НА ПРАВО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ И ВЫДАЧЕ ВОДИТЕЛЬСКИХ УДОСТОВЕРЕНИЙ от 20.02.2021 г.

  • Инструкция о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях ГИБДД МВД РФ № 772 от 20.07.2000 года.

Согласно вышеуказанным документам к экзамену в  ГИБДД допускаются лица, достигшие 17-летнего возраста с письменного согласия законных представителей. 

Прием экзаменов у граждан осуществляется Государственной автомобильной инспекцией по месту обращения. За проведение экзаменов и обмен водительских удостоверений в ГИБДД отвечает специальный отдел – РЭО ( регистрационно-экзаменационный отдел). Например, в городе Челябинске - это отдел МРЭО УГИБДД ГУВД Челябинской области, расположенный по адресу: ул. Харлова 20. 

Согласно вышеуказанному Постановлению Правительства [1] к экзамену в ГИБДД допускаются лица, обучившиеся в соответствующих образовательных учреждениях любой организационно-правовой формы по программе подготовке водителей категории «В» (попросту говоря в автошколах).

Лица, допущенные к сдаче квалификационных экзаменов, обязаны предоставить в Государственную автомобильную  инспекцию следующие документы:

1. Заявление

Данное заявление заполняется представителями образовательной организации и подписывается кандидатом в водители.

2. Медицинскую справку

Целесообразнее всего, по мнению автора, пройти мед.освидетельствование и получить медицинскую справку в том городе, где Вы собираетесь сдавать квалификационные экзамены, так как медицинские учреждения, в которых проводится данное освидетельствование, обязаны иметь соответствующую лицензию. Перечень медицинских учреждений, которые могут проводить данное освидетельствование в нашем городе, предоставлен на нашем сайте в соответствующей ссылке. Если же справка выдана в другом городе, орган МРЭО оформляет и отправляет соответствующий письменный запрос на предмет наличия лицензии у медицинского учреждении, выдавшего  справку. Поэтому до того момента, пока не поступит письменный ответ на запрос, кандидат в водители до экзамена не допускается, так как вопрос о юридической силе этой справки остается открытым. Медицинское освидетельствование целесообразнее и дешевле пройти в тех учреждениях, где нарколог и психиатр уже включены в состав комиссии, в противном случае необходимо будет пройти вышеуказанных специалистов  отдельно, потратив на это дополнительные время и деньги.

3. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность

Как правило, на сдачу экзаменов кандидат в водители предоставляет гражданский  паспорт, те граждане, которые паспорт утеряли на момент экзамена, предъявляют справку, временно выданную до его восстановления. Гражданский паспорт, предъявляемый на момент сдачи экзамена, должен быть действующим, так как нередко возникают такие случаи, когда кандидаты в водители предъявляют паспорта, необмененные в установленном порядке на момент сдачи экзаменов (это необходимо производить в 20 и 45 лет соответственно). В этом случае паспорт считается недействительным и кандидат в водители до экзаменов не допускается. 

4. Документ о прохождении обучения (кроме самоподготовки)

Это свидетельство установленного образца (номерное), выдаваемое автокурсами слушателям успешно прошедшим курс обучения по установленной программе после сдачи всех выпускных экзаменов (по теоретической части и вождению автомобиля). Образец одного из таких свидетельств предоставлен на сайте в соответствующей ссылке.

5. Квитанции (платежное поручение) об оплате госпошлины

В настоящее время  ее размер составляет 2000 рублей. 

К вышеуказанным документам в подлинниках необходимо приложить копии медицинской справки, свидетельства об окончании курсов.

ЭТО ВАЖНО!

В действующем Постановлении Правительства [1] и Методике проведения квалификационных экзаменов [2] указано,что квалификационные экзамены (далее — экзамены) в общем виде состоят из двух частей: теоретического экзамена и  практического экзамена.

Каждая из частей экзамена оценивается независимо друг от друга по следующей системе: положительная оценка - «СДАЛ», отрицательная — «НЕ СДАЛ». Положительная оценка, полученная на  этапе практического экзамена, считает­ся действительной в течение срока действия положительной оценки, полученной на теоретиче­ском экзамене. В случае если кандидат в водители получил отрицательную оценку за какую-либо из частей экзамена, пересдача ранее сданных частей экзамена не требуется.

Содержание этих частей зависит от того, на какую категорию транспортного средства сдается квалификационный экзамен. В данной статье рассматривается процедура и содержание экзамена на получение права на управление транспортными средствами категории «В».

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭКЗАМЕН.

Согласно вышеуказанной Методике по приему экзаменов, теоретический экзамен проводится по вопросам, включенным в экзаменационные билеты (далее билеты), утвержденные ГУ ГУВД МВД России. В настоящий момент времени это экзаменационные билеты под редакцией Громоковского, изданные в бумажном виде в редакции «Рецепт-Холдинг»  г. Москва (книга в синей обложке формата А4). Билеты существуют двух комплектов для соответствующих категорий транспортных средств:

- комплект 1 («А» и «В») - для кандидатов в водители ТС категории «А» и «В»

- комплект 2 («С» и «Д») - для кандидатов в водители ТС категории «С» и «Д».

Билеты оформлены в виде тестов (с изображениями или без таковых), на каждый вопрос дано несколько вариантов ответов.  Теоретический экзамен проводится с использованием компьютеров(автоматизированное рабочее место) в экзаменационном классе на 4-ом этаже МРЭО ГИБДД. Билет состоит из 4-х блоков по пять вопросов в каждом. Итого 20 вопросов в одном билете. В каждом блоке вопросы сформированы по тем или иным разделам ПДД РФ, а в последнем блоке, кроме того, присутствуют вопросы по Основам управления транспортным средством, основам медицинских знаний и ответственности водителя за нарушение ПДД. Для получения оценки "СДАЛ", кандидат в водители в отведенное время должен правильно ответить на 20 вопросов билета. Возможно совершение двух ошибок в разных тематических блоках. В этом случае, за каждую добавляется еще 5 вопросов. В дополнительных вопросах ошибаться нельзя. На проведение экзамена отводится 20 минут, по истечении которых компьютер выключается. В том случае если кандидат в водители во время проведения экзамена пользовался литературой, переговаривался с другими кандидатами в водители или пользовался техническими средствами, он от  экзамена отстраняется, ему выставляется оценка «НЕ СДАЛ». Перед экзаменом инспектор в классе требует, чтобы кандидаты в водители рассаживались за столами без ручек, тетрадей и записей, мобильных телефонов с «чистыми руками», вещи и сумки кандидатов в водители размещаются на вешалках и стульях, установленных в экзаменационном классе. 

Хотелось бы подчеркнуть , экзамен начинается для каждого кандидата в водители индивидуально в тот момент времени, когда он нажимает на одну из кнопок мышки.Отвечать на каждый вопрос нужно только после того, как Вы внимательно изучите его до конца, уточнив все события  и нюансы, изображенные в нем. Выбранный ответ надо каждый раз подтверждать нажатием кнопки "Ответить". Нередко возникают случаи, когда кандидаты в водители, поверхностно изучив билет, в спешке выбирают неправильный ответ. Однако, осмыслив все до конца, они понимают свою ошибку, но изменить ситуацию уже не могут, так как два раза нажимают на кнопку выбранного ответа. Прочитав вопрос, нужно внимательно до конца изучить все варианты ответов, так как встречаются такие моменты, когда правильный ответ является суммой всех вышеперечисленных ответов, либо же это ответ с небольшим комментарием или исключением. Так же нужно обратить внимание на формулировку вопроса. В самом вопросе иногда нужно выбрать объекты (участников дорожного движения), удовлетворяющих каким-либо условиям. Например, сравните две формулировки: «Кто из участников дорожного движения нарушил правила остановки»и «Кто из участников дорожного движения не нарушил правила остановки». Порой, кандидаты в водители, не разобравшись в формулировке, выбирают неправильный ответ. Как показывает практика, если кандидат в водители подготовлен к теоретическому экзамену, на решение двадцати вопросов у него уходит не более 3-5 минут. Однако на экзамене случаются и рекорды, когда кандидаты в водители на экзамене отвечали за 1 мин. 20 сек и даже ранее. Отсюда следует сделать вывод, что если вы подготовлены и уверены в себе,  не стоит спешить, так как за 20 минут сможете сдать экзамен как минимум трижды, за себя и за того парня.  

         ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭКЗАМЕН .

Проведение экзамена подразумевает выполнение маневров в условиях реального дорожного движения. Некоторые маневры возможно выполнить на автодроме.
К эти маневрам относится:

  • постановка транспортного средства на место стоянки при движении задним ходом с поворотом на 90 градусов;
  • постановка транспортного средства на место стоянки параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении задним ходом;
  • разворот транспортного средства в ограниченном пространстве (при ограниченной ширине проезжей части) с использованием движения задним ходом;
  • остановка и начало движения на подъеме и на спуске;

Результат проведения экзамена заносится в указанный выше экзаменационный лист, в раздел результатов практической части.

О системе оценки экзамена.

 Каждый маневр на экзамене оценивается индивидуально, результаты оценок, полученные по каждому маневру суммируются. Маневр считается сданным в том случае, если кандидат в водители набрал не более 4 штрафных баллов (т.е. 5 баллов – это уже оценка «не сдал»). Для того чтобы сдать экзамен в целом, нужно выполнить все маневры. Ошибки, которые во время проведения экзамена совершает кандидат в водители, сведены к типичным ошибкам. За их совершение начисляются штрафные баллы, речь о которых шла выше. На каждом экзаменационном упражнении есть свои типичные ошибки, но  если их проанализировать, то можно разбить на 3 группы, которые выглядят следующим образом:

 
1. Грубые ошибки – 5 штрафных баллов.

Во время выполнения упражнения кандидат в водители выехал за его габарит  (белая разметка под флагами) или сбил элементы разметочного оборудования (флажки, установленные на разметке).

Не остановился перед линией «СТОП».

На «горке» грубой ошибкой считается выезд за линию флага, у которогонужно остановиться на подъеме и откат назад во время трогания на величину более чем та, которая указана в методике. Как правило, это расстояние определяется флажком, который устанавливает за автомобилем на подъеме ассистент (инструкторпо вождению).

 
2. Средние ошибки – 3 штрафных балла.

Во время выполнения упражнения кандидат в водители использовал повторное включение задней передачи.

На «горке» средней ошибкой считается, если во время выполнения упражнения двигатель заглох. 

Не много комментариев от автора: как видно из вышеуказанного, существуют упражнения, в которых применяется движение задним ходом. На этих упражнениях после включения передачи заднего хода двигаться можно только назад. Если кандидат в водители ошибся, за элементы разметочного оборудования не выехал и начал движение вперед, а после этого снова назад на упражнение – это и есть повторное включение передачи заднего хода. Во время выполнения упражнения «змейка» включение передачи заднего хода не предусматривается, поэтому здесь средней ошибкой считается простое включение передачи заднего хода и последующее движение назад.

 
3. Мелкие ошибки – 1 штрафной балл.

Во время выполнения упражнения двигатель заглох.

Эта банальная ошибка не требует объяснений.

О процедуре проведения экзамена.

Экзамен проводится на одной из двух экзаменационных площадок автодрома УГИБДД Челябинской области. Во время проведения экзамена кандидат в водители находится в учебном автомобиле один. Инструктор по вождению  и инспектор по приему экзамена находятся на площадке, вне автомобиля и контролируют процесс экзамена со стороны. Перед экзаменом автомобиль выставляется на исходную стартовую позицию, которую указывает инспектор ГИБДД, кандидат в водители лично предъявляет документы инспектору (как правило, это гражданский паспорт, экзаменационный лист и личная карточкаводителя, если проводится пересдача экзамена), производит посадку в автомобиль, затем по указанной схеме движения выполняет экзаменационные упражнения. В концеэкзамена автомобиль необходимо остановить в месте, указанном инструктором, выйти из автомобиля, подойти к инспектору ГИБДД и забрать документы спроставленными результатами экзамена.

Немного комментариев от автора статьи:

Методика по приему экзаменов запрещает использовать при выполнении упражнения «горка» автомобиль с автоматической трансмиссией. Поэтому экзамен придется сдавать на автомобиле с механической трансмиссией («механике»).

Второй немаловажный аспект: в Методике не оговаривается время выполнения упражнений и скорость движения автомобиля, прописывается лишь траектория движения. Поэтому при выполнении экзаменационных упражнений не стоит спешить. Кроме того, остановка во время движения на упражнении тоже  не считается ошибкой (наказывается лишь в случае движения назад), а выполнять упражнения с места или на малой скорости всегда легче и происходит это увереннее. В практике наших автокурсов были случаи, когда кандидат в водители сдавал экзамен на автодроме в течение 25 минут и, не совершив ошибок, положительно сдавал экзамен.

           ЭКЗАМЕН В УСЛОВИЯХ РЕАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ (В«ГОРОДЕ»)

 Это последняя часть экзамена на получение права на управление транспортным средством категории «В». После ее успешной сдачи Вы можете стать счастливым обладателем водительского удостоверения. Однако, статистика вещь упрямая и в данном случае – жестокая, ибо по статистике в среднем по Челябинску заключительную часть экзаменов с первого раза успешно сдают лишь 50%  кандидатов в водители.

Согласно Методике по приему экзаменов, последняя его часть должна проводится по определенному экзаменационному маршруту. В настоящий момент в УГИБДД МРЭО г. Челябинска существует более 15 таких маршрутов, которые расположены в разных районах нашего города. Однако, как показывает практика, экзамен проходит в двух районах города – Ленинском и Тракторозаводском ввиду их территориальной близости к УГИБДД, откуда и начинается экзаменационный маршрут. Во время движения по маршруту кандидаты в водители поочередно сдают экзамен, занимая место за рулем учебного автомобиля, двигающегося впереди колонны. Помере прохождения экзамена, инспектор пересаживается в последующую машину и принимает экзамен дальше. Автомобили, двигающиеся впереди, сдав экзамен, покидают маршрут. И так до последнего автомобиля в колонне. Какое количество автомобилей должно быть в колонне оговаривается инспектором перед началом экзамена (перед выездом с автодрома). Во время проведения экзамена в автомобиле находятся три человека – кандидат в водители за рулем, инструктор на месте пассажира впереди справа, так же как и во время проведения занятий по вождению иинспектор ГИБДД на заднем сидении автомобиля в гордом одиночестве. Так что не пугайтесь, если во время движения будете наблюдать лицо инспектора в зеркало заднего вида.

Что касается самой процедуры проведения заключительной части экзамена, то мы ее опустим, так как она подробно описана в выше указанной Методике по приему экзаменов. Хотелось бы просто напомнить, что экзамен считается сданным сположительной оценкой в том случае, если сумма штрафных баллов не превышает 5 (т.е. 4 балла и менее). Перечень типичных ошибок приведен ниже: 

Типичные ошибки

Шкала штрафных баллов за ошибки


 
А. Грубые

1.1. Не предоставил преимущество в движении водителям ТС, имеющим такое право (создал помеху)

5

1.2. Не предоставил преимущество в движении пешеходам и (или) велосипедистам, имеющим такое право

5

1.3. Выехал на полосу встречного движения или на трамвайные пути встречного направления

5

1.4. Проехал на запрещающий сигнал светофора или регулировщика

5

1.5. Не выполнил требования знаков приоритета, запрещающих и предписывающих знаков

5

1 .6. Пересек стоп-линию (разметка 1.12) при наличии знака 2.5 или при запрещающем сигнале светофора (регулировщика)

5

1 .7. Нарушил правила обгона

5

1.8. Нарушил правила разворота 

5

1.9. Перед поворотом направо, налево или разворотом не занял соответствующее положение на проезжей части

5

1.10. Нарушил правила проезда железнодорожных переездов

5

1.11. Превысил установленную скорость движения

5

1.12. Не принял возможных мер к снижению скорости, вплоть до полной остановки, при возникновении опасности для движения 

5

1.13. Действие или бездействие кандидата в водители, вызвавшее необходимость вмешательства в процесс управления экзаменационным ТС с целые предотвращения возникновения ДТП

5


Б. Средние

2.1. Нарушил правила остановки

3

2.2. Не подал сигнал световым указателем поворота перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом)

3

2.3. Не выполнил требования информационно-указательных знаков, дорожной разметки (кроме разметки 1.3, 1.12 Приложения 2 к ПДД)

3

2.4. Не использовал в установленных случаях аварийную сигнализацию или знак аварийной остановки

3

2.5. Выехал на перекресток при образовавшемся заторе, создав препятствие для движения ТС в поперечном направлении

3


В. Мелкие

3. 1 . Не пристегнул ремень безопасности

1

3.2. Несвоевременно подал и выключил сигнал поворота       

1

3.3. Нарушил правила расположения ТС на проезжей части

1

3.4. Выбрал скорость движения без учета дорожных и метеорологических условий

1

3.5. Двигался без необходимости со слишком малой скоростью

1

3.6. Резко затормозил при отсутствии необходимости предотвращения ДТП

1

3.7. Нарушил правила пользования внешними световыми приборами и звуковыми сигналами

1

3.8. Невнимателен по отношению к другим ТС

1

3.9. Неуверенно пользуется органами управления ТС, не обеспечивает плавность движения

1

3.10. Не пользуется зеркалами заднего вида

1

3.11.  Допустил полную или частичную блокировку колес транспортного средства при выполнении экстренного торможения

1

3.12. Иные нарушения ПДД         

1

Итого штрафных баллов


Итоговая оценка


Подпись, фамилия экзаменатора


 Попробуем лишь проанализировать причины неудачных попыток и разобраться в них. Одна из них заключается в том, что экзамен проводится в условиях реального дорожного движения, иногда во время «час пик», на дорогах с интенсивным движением. Кандидаты в водители, не сдавшие экзамен, как правило, совершают ошибки формального характера. Они связаны в основном с неправильным выбором траектории движения транспортного средства (во время маневрирования, разворотов,поворотов, движения по полосам), которые не влияют на безопасность дорожного движения и не приводят к аварийным ситуациям на экзамене, но оцениваются инспектором по всей строгости Правил дорожного движения. Так же существуют ошибки, которые кандидаты в водители совершают в виду отсутствия достаточных навыков вождения, а попросту и просто по не внимательности. Это проезд на запрещающий сигнал светофора, мимо пешеходов, имеющих преимущество в движении, создание помех в движении транспортным средствам, имеющим преимущество в движении. Многие кандидаты в водители, не имея достаточных навыков по управлению автомобилем с механической трансмиссией как транспортным средством, не могут на экзамене обеспечить плавность движения, резко трогаются, не во время переключают передачи, выбирают не грамотный режим движения, резко тормозят. Тем самым они подогревают негативный интерес инспектора к поиску ошибок в их вождении вовремя экзамена. Ибо сами понимаете, кому понравится ехать в автомобиле на заднем сидении, одной рукой вцепившись в ручку, а другой придерживать фуражку на голове. Дорогие слушатели, давайте нормально и с позитивом относится к инспекторам во время экзамена, не будем их будить и пугать. Поверьте, они нормальные, адекватные и справедливые люди, просто в погонах. И уж тем более не стоит их бояться по тем же самым причинам.

Удачи Вам на экзаменах и безаварийного вождения после.





Возврат к списку статей